В последнем месячном статистическом отчете о продажах автомобилей в США, опубликованном 3 июля, показана мрачная ситуация на этом рынке. Общий объем продаж в июне снизился на 3% по сравнению с июнем прошлого года, что является шестым месяцем, показывающим понижение по сравнению с продажами в прошлом году.
Корпорации «General Motors», «Ford», и «Fiat Chrysler» терпят самые серьезные понижения объемов продаж: от 4,7% до 7%. Крупнейшие японские продавцы чувствует себя немного лучше, поскольку объем продаж «Nissan» вырос на 2%, а «Toyota» - на 2,1%.
Экономисты не понимают, почему американцы неохотно покупают автомобили. Диапазон их предположений широк: от сокращения кредитных рынков до более дорогих автокредитов и негативных настроений потребителей относительно экономики.
Объем продаж серьезно снизился по сравнению с 2016 годом, когда был зафиксирован рекорд продаж для автомобильной промышленности. Тем временем, за первые шесть месяцев текущего года объем продаж достиг самого низкого уровня с 2014 года.
Что является главной причиной случившегося? Многие признаки указывают на субстандартные автокредиты…
Субстандартные автокредиты: волк в овечьей шкуре
По мере падения объема продаж автомобилей, растет число рискованных автокредитов, а также появляются случаи мошенничества с кредитами. Согласно опросу «UBS», каждый пятый заемщик признается, что его документы содержат неправдивые сведения.
Однако кредиторы активно участвуют в создании этого мыльного пузыря. Самый большой поставщик автокредитов, «Santander», находится под следствием, по меньшей мере, в 30 штатах за мошеннические методы кредитования; недавно эта компания выплатила 25 млн. долларов по иску.
Рейтинговое агентство «Moody’s» сообщило, что «Santander» подтвердило доходы только 8% заемщиков, из чьих кредитов была создана облигация на 1 млрд. долларов. Кроме того, помимо непроверенных доходов, 9% этих заемщиков имеют плохую, или вообще не имеют, кредитную историю, а также поручителя.
В конце первого квартала у этой компании 22,3% кредитов были субстандартными, и всего лишь 13,8% соответствовали необходимому уровню.
Неудивительно, что 12,8% этих кредитов были просрочены к концу первого квартала, что привело к чистому убытку компании в размере 72 млн. долларов.
Продолжительность кредита также резко возросла. В 1990-х гг. типичный срок автокредита составлял 48 месяцев. Но из-за роста цен на автомобили и уменьшения доходов, покупатели теперь требуют более длительных условий кредитования для сокращения ежемесячных платежей.
Самый быстрорастущий класс кредитования теперь имеет срок, равный 73-84 месяцам, что беспрецедентно для такого стремительно обесценивающегося актива, как автомобиль. В четвертом квартале 2016 года 32,1% новых автокредитов находилось в этой группе, по сравнению с 29% в годовом исчислении. Даже в сегменте финансирования поддержанных автомобилей, эти «вечные кредиты» составляли 18%.
Более традиционные банки, такие как «Wells Fargo», начали сокращать свой баланс автокредитов на фоне ухудшения кредитоспособности. Банк сократил кредитование на 30% и уменьшил долю субстандартных кредитов на 27% в первом квартале.
Генеральный директор «Wells Fargo» Тим Слоан сказал, что автокредиты в настоящее время являются бизнесом с самым большим потенциалом «негативного кредитного события».
В то же время главные банки Уолл-стрит, такие как «Wells Fargo» и «JPMorgan», более неохотно, чем в прошлом году, дают автокредиты; они вложили больше кредитов от финансовых компаний в облигации в первом квартале 2017 года, чем в первом квартале прошлого года, и все еще остаются среди крупнейших страховщиков ценных бумаг.
Как это может быть полезно для золота?
К счастью или к несчастью, текущая ситуация вряд ли приведет к повторению кризиса субстандартного ипотечного кредита 2008 года.
По сравнению с ипотечным рынком, составляющим 8,4 трлн. долларов, сектор автокредитов в США небольшой, всего лишь 1,1 трлн. долларов. Он также серьезнее застрахован посредством финансовых продуктов, обращенных в ценные бумаги; к тому же, автомобиль намного легче изъять, чем дом.
Однако это не означает, что потенциальный обвал этого шаткого сектора не представляет угрозы для экономики США.
Весьма вероятно, что крупный объем продаж автомобилей в 2016 году был обусловлен распространением легких для получения субстандартных кредитов с низкими долгосрочными платежами, позволяющих людям покупать больше автомобилей, чем они могут себе позволить.
Теперь, когда кредиты начинают уменьшаться, а субстандартные покупатели уже не выходят на рынок, мы начинаем видеть реальную картину, которая менее воодушевляет, чем казалось всего год назад.
Учитывая, что автомобильный сектор представляет собой значительную часть экономики, это может быть ранним признаком замедления темпа экономического роста. Это, в свою очередь, было бы хорошим фактором для курса золота. Если ФРС будет вынуждена замедлить или даже остановить повышение процентных ставок, то золото будет расти в цене.
Напомним, кстати, что ФРС Атланты недавно пересмотрела прогноз по ВВП во втором квартале до 2,7% по сравнению с прежними 3%.