Рынок драгоценных металлов в России развит относительно слабо в сравнении с Западом. Это касается уровня доходов и финансовой грамотности населения, степени развития институтов, инфраструктуры и законодательства.
1. Золотые инвестиционные монеты
Специально созданные для целей инвестирования, эти монеты являются законным платежным средством государства-эмитента, чеканятся значительными тиражами и не представляют какой-либо коллекционной (нумизматической) ценности. Зато они стоят совсем немногим дороже золота, из которого сделаны (наценка к биржевой цене металла составляет в среднем 7–11%), не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), компактны и легки в хранении.
Сюда относятся отечественные монеты «Георгий Победоносец» и зарубежные Филармоникеры (Австрия), Кенгуру (Австралия), Бизоны и Орлы (США), Кленовые листья (Канада), Панды (Китай), британские Соверены (Великобритания), Крюгерранды (ЮАР) и др.
Золотой «Георгий Победоносец» – самая известная в широких массах золотая инвестиционная монета, которая чеканится с 2006 года только в одном весе – 7,78 г чистого золота (1/4 тройской унции). Несмотря на свой уже довольно солидный возраст, рынок этих монет испытывает ряд трудностей, среди которых:
1) высокая отпускная цена. В среднем Банк России предлагает данную монету банкам с премией к цене золота в монете, равной 7%. Банки добавляют свой интерес, в результате в рознице цена может доходить до уровня «золото + 12%» и выше. Для сравнения в Европе и Америке инвестиционные монеты В РОЗНИЦУ можно купить со средней наценкой к цене золота +5%;
2) отсутствие обязательства обратного выкупа. Наш ЦБ не затрудняет себя такой обязанностью, как обратный выкуп проданных ранее монет. А ведь это могло бы серьезно укрепить доверие к данной инвестиции и поддержать рынок в трудные времена;
3) качество монет. И профессионалам, и непрофессионалам рынка давно известна проблема с появлением пятен на золотых монетах (не только Георгиях Победоносцах) производства Санкт-Петербургского монетного двора. Это так называемые «ржавые» монеты, которые по этой причине и стоят дешевле «московских». При этом никто и никогда не слышал и не видел официальных разъяснений, извинений на этот счет от Банка России или самого монетного двора;
4) возможность покупки монет у ЦБ небанковскими организациями и физическими лицами. До сих пор Банк России живет в эпохе «кастовости» при определении тех лиц, которые допущены к покупке золотых монет у главного банка страны. То есть банку купить монеты можно, а просто ООО или гражданину – нет.
Что же касается западных инвестиционных монет (Филармоникер, Кенгуру и др.), то, несмотря на их более высокое качество, низкую цену и признанность во всем мире, они пока менее распространены в России. Дело в трудностях импорта данных монет, которые банкам одолеть пока не под силу. Основной объем торговли этими монетами сосредоточен в руках московских и петербургских компаний-дилеров.
2. Золотые мерные слитки
В Европе и США слитки составляют серьезную конкуренцию золотым инвестиционным монетам и стоят даже чуть дешевле. В России развитие рынка золотых слитков тормозится тем, что государство рассматривает их как обычный товар, при реализации которого должен начисляться НДС в размере 18%. В итоге в банках данные изделия продаются на 20 и более процентов дороже инвестиционных монет (в пересчете на грамм).
Некоторые дилеры продают слитки без НДС, пользуясь специальными налоговыми режимами, такими как упрощенная система налогообложения, но в целом рынок золотых слитков в России развит пока очень слабо.
3. Золотые памятные и старинные монеты
Это монеты, в которых велика доля так называемой коллекционной (нумизматической) наценки. Хотя такие монеты тоже могут служить целям инвестирования, данный сегмент предназначен для профессионалов-нумизматов. Широкой публике здесь делать нечего: выше риск нарваться на подделку (главным образом среди старинных монет), ликвидность ниже, чем у инвестиционных (нужно больше времени, чтобы нашелся ценитель для продаваемой редкой монеты).
За более полной информацией (консультацией) вы можете обратиться на сайт компании «Золотой монетный дом».
Андрей Литвинов, генеральный директор ООО «Золотой монетный дом»