Спасти рядовые драгметаллы… со дна моря

Материал Саймона Рострона, консультанта Лондонской ассоциации рынка драгметаллов.

Существует широко распространенный миф о том, что среди сокровищ, находившихся на борту «Титаника» во время его злополучного столкновения с айсбергом в апреле 1912 года, было 35 тонн золотых слитков.

Однако это миф. Большинство сокровищ, находившихся на корабле, были личными вещами пассажиров первого класса и в их число не входили слитки золота.

Например, графиня Ротес и американская богачка Элеонора Элкинс Уиденер были владельцами исключительно дорогих жемчужных ожерелий, но обе успели надеть их перед тем, как садиться в спасательные шлюпки.

Перенесемся на 10 лет вперед, в 20 мая 1922 года, когда в Кельтском море затонул не столь роскошный лайнер «Египет» в результате столкновения с другим кораблем по причине густого тумана. В этом случае рассказы о наличии груза из драгметаллов оказались правдой, что послужило причиной для длительной и сложной, но в конечном счете успешной спасательной операции.

«Египет»

На борту «Египта» находилось около 5,5 т золота, 43 т серебра и 165 979 золотых монет «Соверен». Все это, а также около 5,1 млн. бумажных рупий (номинал), предназначалось для Индии, но дошло не далее чем до 52 км к западу от мыса Финистерре (мыс в Испании на побережье Атлантического океана).

О гибели судна «Египет» (водоизмещение 7941 т), спущенного на воду в мае 1897 г. из Гринока (Шотландия), сообщалось даже в Австралии, например, в ежедневной газете «The Advocate», выходящей на северо-западе Тасмании: «Вечером в субботу при прохождении Ла-Манша лайнер компании «P and O» под названием «Египет» столкнулся с французским грузовым пароходом «Сена», в результате чего лайнер затонул в течение 20 минут. Предполагается, что 95 человек, находившихся на борту судна, погибли. Впрочем, дошедшие до нас сведения весьма скудны. [На самом деле, число погибших составило 87 человек]. Судя по всему, ночь была очень туманной, и на «Египте» с частыми интервалами подавали соответствующие сигналы, чтобы избежать столкновения. Однако после все-таки произошедшего столкновения корабли разошлись в разные стороны, а пострадавший «Египет» быстро исчез в пучине».

При этом, несмотря на серьезные повреждения, «Сене» удалось забрать с «Египта» 252 пассажиров и членов экипажа, а затем, медленным ходом добраться до порта.

«Sorima»

Неудивительно, что перспектива спасения золота и серебра, стоимость которого на тот момент оценивалась более чем в 1 млн. фунтов стерлингов, вызвала большой ажиотаж, не в последнюю очередь со стороны страховой компании «Lloyd's», застраховавшей этот груз. Однако одно дело – амбиции, а совсем другое - их реализация, причем косвенно это касалось еще двух затонувших судов – «Florence H» и «Artiglio».

Ключевая проблема заключалась в глубине, на которой затонул «Египет» – 128 метров. Это чрезвычайно затрудняло поиск затонувшего судна, – его точное местоположение было установлено только в 1929 г., – и еще более затрудняло проведение работ. Кроме того, на такой глубине еще не проводилось ни одной успешной спасательной операции.

Были разные претенденты на проведение официальной спасательной компании. В итоге этим занялась генуэзская компания «Società Ricuperi Marittimi» или «SORIMA», основанная в 1926 г. Итальянский сайт «Navi e Capitani» не слишком положительно характеризует руководителя этой компании, Джованни Квалья: «Моряки всегда упрекали его в том, что он не сдержал своего слова, поскольку не выплачивал им обещанного вознаграждения в случае крупных операций (например, извлечения золота и серебра из «Египта»), а когда они пытались организовать забастовку, то столкнулись с полным непониманием, поэтому им приходилось любо смириться с обычной зарплатой или быть уволенным».

Однако без Квалья и его небольшой флотилии вряд ли удалось бы спасти драгоценный груз «Египта» так рано, как это было сделано. Одним из его достижений, безусловно, способствовавших успеху, стало объединение усилий с водолазами-экспертами, главным из которых был Альберто Джанни вместе с его опытной командой профессионалов.

Квалья, занявшийся судоходством во время Первой мировой войны, был не из тех, кто заказывает строительство судов. Он переоборудовал старые корабли, купленные по дешевке. Среди них был и «Artiglio», который в 1930 г. стал первым судном, попытавшимся спасти драгоценный груз «Египта». Эта попытка оказалась не столь удачной, как рассчитывали Квалья, и, в частности, Джанни и его коллега-водолаз Аристиде Франчески, хотя они и не виноваты в неудаче.

Florence H

При всей скупости Куальи, корабль «Artiglio», несмотря на свои небольшие размеры, всего 50 метров в длину, был, по словам журнала «Time» (декабрь 1930 г.), «самым оснащенным спасательным судном в мире».

Благодаря «Artiglio» не только удалось найти «Египет», но и достать на поверхность капитанский сейф.

К несчастью для всех, находка произошла в конце сезона, и с наступлением зимы 1930/31 года глубоководные спасательные операции были прекращены, а «Artiglio» было велено отправиться в бухту Киберон на южном побережье Бретани для операции с «Florence H», американским грузовым судном, затонувшем в конце Первой мировой войны с большим количеством боеприпасов.

В отличие от «Египта», «Florence H» лежал на относительном мелководье и по этой причине воспринимался в качестве угрозы для французского судоходства. Как оказалось, опасения были совершенно ненадуманными.

Чтобы это понять, необходимо иметь представление о тогдашних методах спасательных операций на море. Речь идет о проделывании отверстия в затонувшем судне и последующем использовании «клешни» или захвата, управляемого со спасательного судна («artiglio» переводится как «клешня») для извлечения груза. Несмотря на то, что «Florence H» все еще был загружен боеприпасами, такая процедура считалась безопасной, поскольку корабль и его содержимое находились под водой более 12 лет.

Журнал «Time» продолжает эту историю: «За борт спустились два старших водолаза «Artiglio» - Альберто Джанни и С. Франчески. За ними были спущены специальные мины, которые должны были взорвать корпус «Florence H». Внезапно море поднялось, как пузырь, и с оглушительным ревом разлетелось столбами брызг. Маленький «Artiglio» был подброшен в воздух, как детская игрушка, разломился на две части и мгновенно затонул. Только семь человек из 21 члена экипажа остались живы».

Стало быть, груз «Florence H» оказался очень даже в боевом состоянии.

Спасение драгметаллов

Несмотря на эту катастрофу, а может быть, и под влиянием ее, Джованни Квалья купил рыболовный пароход «Maurétanie», переименовал его в «Artiglio 2» и быстро переоборудовал в спасательное судно, используя некоторые восстановленные элементы из старого «Artiglio», включая стальную мачту и вышку.

Был сформирован новый экипаж, установлены на свои места водолазные аппараты, а в носовой части мостика закреплена новая водолазная лебедка. Таким образом, всего через полгода после первого обнаружения затонувшего судна «Египет», настало время для второй попытки. Однако между двумя кораблями было одно принципиальное различие: на новом корабле не было девиза «Memento Audere Semper» (Всегда помни о смелости), поскольку некоторые посчитали его довольно пессимистичным, учитывая судьбу первого судна.

Помимо того, что «Египет» покоился гораздо глубже, чем «Florence H», у спасателей возникли и другие серьезные проблемы. Необходимо было пробить четыре палубы, прежде чем можно было получить доступ к ценному грузу. К тому же здесь в этом месте были сильные океанские течения.

Современному человеку, привыкшему к образу водолазов в эластичных костюмах, наличие течений может показаться не слишком проблематичным. Но водолазы с «Artiglio 2» были закованы в миниатюрные водолазные кабины в форме колоколов, и поэтому вынуждены были выступать исключительно в роли комментаторов, передавая инструкции по ненадежной телефонной связи палубной команде.

Этот процесс был утомительным. Дэвид Скотт, британский журналист, находившийся на борту «Artiglio 2», наглядно описал изматывающую работу водолаза: «Установка заряда взрывчатки в точное место на затонувшем судне, несмотря на течение, происходила путем проб и ошибок, которые могли увенчаться успехом через несколько минут, но чаще всего продолжались часами... Задача водолаза – разложить бомбы по палубе между левым бортом и правым бортом».

После установки бомбы в неправильном месте телефон вышел из строя. Водолаза пришлось вытаскивать наверх, и процесс возобновляется сначала. Скотт продолжает: «Я помню, как он [Манчини] четыре часа непрерывно находился на дне, пытаясь таким образом «вдеть нитку в иголку». К тому времени, когда он установил свои бомбы на место, химикаты в его респираторе были почти исчерпаны. Трудно представить, до какой степени устали его глаза, мозг и тело».

Короче говоря, процесс работы с «Египтом» занял несколько недель, в ходе которой были истощены водолазы, бушевали шторма и обрывались телефонные линии. Еще и бомбы срывались с креплений, представляя серьезную опасность для водолаза и спасательного судна. Однако в конце концов грузовой отсек был открыт, и знаменитая клешня была запущена (которую, разумеется, по-прежнему должен был направлять водолаз в своей камере).

Вначале клешня достала куски дерева, приличную груду индийской валюты, заряженный пистолет и другие мелочи, но 22 июня 1932 г. она вытащила два золотых слитка. В целом, первая добыча составила 180 золотых слитков разного размера на сумму более 8000 суверенов и один серебряный слиток. Судно «Artiglio 2», узнав о приближении нового шторма, повернуло и направилось в Саутгемптон.

Послесловие

В середине 1932 года команде Квальи удалось поднять на борт примерно пятую часть золота и серебра, которое, как было доподлинно известно, перевозил «Египет». Затем последовали и другие (успешные) попытки.

Подводя итоги этой операции, Квалья, никогда не отличавшийся скромностью, сказал: «Надо сказать, что я достиг всего, чего планировал».

^ Наверх