Материал Всемирного золотого совета.
Общие сведения о рынке золота в Индии
Индия занимает одно из первых мест в мире по объему продаж золотых слитков и монет. Инвестиционный спрос на золото обусловлен тем, что этот драгметалл является безопасным источником дохода, и его можно пустить на создание ювелирных украшений.
Власти страны в последнее десятилетие уделяют большое внимание распространению банковских услуг среди людей, которые ими ранее не пользовались. Однако расширение масштабов использования банковских услуг и повышение осведомленности о финансовых продуктах могут снизить спрос на золотые слитки и монеты в будущем.
Власти также приняли меры по привлечению в финансовую систему огромного запаса золота, находящегося в руках индийцев (около 1,4 трлн. долл. США). В частности, недавно была запущена новая программа монетизации золота. Рынок кредитов под золото также процветает. В качестве залога используется от 2950 до 3350 тонн золота.
Теперь биржам золота следует разработать финансовые продукты, обеспеченные золотом, чтобы обеспечить ускорение процесса интеграции золота в финансовую систему Индии.
Необходимость привлечения золота индийцев в экономику
В индийских домохозяйствах хранится огромное количество золота: согласно подсчетам, до 25 тыс. тонн. Поэтому неудивительно, что власти страны стремятся привлечь часть этого золота в экономику. Это позволит сократить потребность в импорте золота и окажет положительное влияние на дефицит платежного баланса страны. Но на этом пути есть свои препятствия.
Изменения в демографической ситуации и расширение доступа к финансовым услугам
Индия занимает второе место в мире по объему рынка слитков и монет. В стране высоко ценится золото, поскольку оно используется в качестве популярного средства инвестирования, а также служит в качестве подарков на свадьбы и другие праздники. Золото является наиболее выгодным вложением средств, особенно в сельских районах, где доступ к банковским услугам является ограниченным. Однако ситуация постепенно меняется. В Индии много молодежи и отношение к золоту меняется. Молодые люди меньше озабочены накоплением сбережений по сравнению с их родителями. Молодежь лучше разбирается в технологиях, а также больше тратит денег на предметы роскоши и отдых. Кроме того, государство стремится к расширению доступа населения к финансовым услугам, в результате чего банковские услуги и разные инвестиционные активы становятся доступными гораздо более широкой аудитории, чем когда-либо прежде.
Все это может стать препятствием для роста спроса на золото, однако оно по-прежнему занимает особое место в жизни индийского населения. Золото представляет собой нечто большее, чем просто драгметалл. Золото имеет большое культурное значение: из него делают прекрасные свадебные украшения, оно является надежным источником дохода в трудные времена и служит в качестве средства защиты от инфляции.
Финансовые продукты, обеспеченные золотом
Первый золотой биржевой фонд был создан в 2007 году, оказавшись впоследствии весьма востребованным видом вложений в драгметалл. Однако ралли на фондовом рынке после мирового финансового кризиса привлекло большее внимание инвесторов, поэтому спрос на золотые биржевые фонды вскоре упал. Их рынок восстановился только после пандемии, вызвавшей экономическую напряженность, поэтому к концу 2022 года объем золота в золотых биржевых фондах составил 38 тонны.
Впоследствии геополитическая нестабильность усилила потребность в защитных активах, поэтому рынок цифрового золота стал активно развиваться. В настоящее время 16 компаний в Индии предлагают своим клиентам цифровые золотые продукты, а количество активных счетов в них оценивается в 5-6 млн. Золотые сберегательные фонды и мультиактивные фонды предлагают еще один способ вложения средств в биржевые фонды, обеспеченные золотом. Кроме того, суверенные золотые облигации (государственные ценные бумаги) позволяют инвесторам получить доступ к золоту с выплатой бонусных процентов в конце соответствующего срока. Ожидается, что эти и другие финансовые продукты, обеспеченные золотом, будут и дальше стремительно развиваться.
Монетизация золота на практике
Государственная программа монетизации золота в Индии была не слишком популярной в своем первоначальном варианте, поскольку в ней не до конца учитывались особенности хранения золота индийскими домохозяйствами. Изменения, внесенные в эту программу, сделали ее несколько более доступной. Нынешний вариант позволяет размещать вклады в золоте на 5-7 лет с выплатой процентов в рупиях в конце срока. Однако только 6% домохозяйств знают об этой программе, и у банков нет никаких стимулов для участия в ее реализации. Правительство проводит политику по совершенствованию инфраструктуры, связанной с рынком золота, включая создание отечественных бирж золота, а также Индийской международной биржи драгметаллов, которая должна обеспечить существенные подвижки в контексте монетизации запасов золота в стране.
Рынок кредитов под залог ювелирных изделий на протяжении многих лет довольно бурно развивался, но без всякой организации. Этот рынок удовлетворял потребность в превращении золота в ликвидный актив, но по таким кредитам традиционно устанавливались высокие процентные ставки. Большая часть этого рынка остается неорганизованной. Однако за последние три года количество организованных кредиторов увеличилось с 35% до 40% (на конец 2022 г.), а объем кредитов, оформленных через банки, вырос в три раза по сравнению с допандемическим уровнем. Этот показатель, судя по всему, будет расти и дальше на фоне сокращения бумажной волокиты и установления более приемлемых процентных ставок. С учетом сельскохозяйственного сектора, объем рынка кредитов под залог ювелирных изделий в настоящее время составляет от 2950 до 3350 тонн.
Будущее государственной программы монетизации золота
Государственная политика, пандемия, дешевый доступ к Интернету и владение смартфонами — все эти обстоятельства в значительной степени поспособствовали расширению финансовых услуг в Индии. Финансовые продукты, обеспеченные золотом, предлагают инвесторам хорошую ликвидность и способствуют расширению доступа населения к финансовой системе. Однако главным средством экономической активации золота, хранящегося дома у индийцев, несомненно, является развитие государственной программы монетизации драгметалла. Для того чтобы значительные объемы золота были использованы в интересах развития экономики Индии, ее властям необходимо сделать гораздо больше для стимулирования интереса и поощрения участия в программе.
Спрос на золотые монеты и слитки в Индии
Сбережения домохозяйств Индии в большей степени состоят из физических активов: сюда входят недвижимость, а также золотые (и серебряные) слитки, монеты и ювелирные изделия. Благодаря этому Индия стала вторым по величине рынком слитков и монет в мире, где за последнее десятилетие ежегодно приобреталось в среднем 187 тонн золота. По сути, золотые слитки и монеты удовлетворяют разные потребности в контексте инвестиционного спроса. По данным исследований, проведенных компанией «Metals Focus», около 40-50% из этого объема в конечном итоге превращается в ювелирные изделия. Это означает, что инвестиционные продукты выполняют двойную роль - выполняют роль сбережений и одновременно поддерживают спрос на ювелирные изделия.
Факторы, определяющие инвестиционный спрос на золото
Некоторые из факторов, поддерживающих спрос на слитки и монеты, схожи с теми, которые поддерживают спрос на ювелирные изделия. Важную роль в этом контексте играют свадьбы и религиозные праздники. Экономические факторы также определяют спрос на слитки и монеты как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе инвестиционный спрос в большей степени определяется доходами населения. При прочих равных условиях, согласно нашей эконометрической модели, созданной на основе годовых данных за 1990-2021 гг., при увеличении валового национального дохода на душу населения на 1% – спрос на слитки и монеты увеличивается на 1,1%. Индийцы по мере роста их доходов направляют все больше сбережений в финансовые активы, - банковские депозиты, страховые фонды и паевые инвестиционные фонды, - по сравнению с физическими активами (недвижимость, золото), что оказывает негативное влияние на розничный инвестиционный спрос.
Существуют также краткосрочные факторы, определяющие спрос на слитки и монеты. Согласно нашей эконометрической модели, при прочих равных условиях:
- рост инфляции на 1% увеличивает спрос на 4%;
- падение курса золота на 1% увеличивает спрос на слитки и монеты на 1%;
- увеличение количества избыточных дождевых осадков на 1% повышает спрос на 0,7%;
- импортные пошлины и другие ограничительные меры сокращают спрос на 1,7% в период их функционирования.
Существуют и другие причины, исходя из которых индийские инвесторы считают золото предпочтительным объектом вложения средств. Наиболее важными из них являются его роль в качестве защитного актива, средства диверсификации и хеджирования от инфляции, а также источника ликвидности, которую оно обеспечивает благодаря простоте обратной продажи, а также использования его в качестве залога при получении кредита:
- Защитный актив: Важность золота как защитного актива имеет решающее значение, особенно в сельских районах Индии, где банковские услуги недостаточно распространены, и население плохо знает о финансовых услугах.
- Простота конвертации в наличные или использования для получения кредита: Многие финансовые инструменты являются более ликвидными, но для зачисления средств обычно требуется 24-48 часов. Золото представляет собой наиболее простую форму залога для обеспечения кредита, особенно для небольших кредитов, требующих минимального документального оформления.
- Диверсификация: Этот фактор вполне понятен, учитывая отрицательную корреляцию золота с акциями. В частности, доходность золота в местной валюте позволяет ему функционировать в качестве инструмента хеджирования от обесценивания рупии.
- Средство защиты от инфляции: Среднегодовая доходность золота в рупиях составляла 10% за последние четыре десятилетия, часто опережая уровень инфляции потребительских цен в Индии, который за тот же период составлял 7,3%.
Мотивы инвестирования в слитки и монеты
Рынок инвестиций в золото продолжает претерпевать структурные изменения, однако мотивы покупки слитков и монет в целом остаются неизменными. Слитки остаются наиболее популярным видом инвестиций, в то время как монеты, как правило, используются для подарков и других покупок, связанных с праздниками. Объем индийского рынка золотых слитков примерно в два раза превышает объем рынка монет.
Все слитки изготавливаются из золота 0,999 пробы. Среди небольших инвесторов популярностью пользуются слитки весом 8, 10 и 20 г. Более крупные слитки, например, 50 и 100 г, востребованы среди состоятельных покупателей. Они используются либо для инвестиций, либо для последующего преобразования в ювелирные изделия. Более мелкие изделия, в том числе, весом в 2 г и 5 г, как правило, приобретаются для подарков. В целом на рынке преобладают чеканные слитки массой 100 г и менее. На их долю приходится около 90-95% рынка.
Монеты в основном покупаются во время праздников, в частности, Дивали, Дхантерас и Акшая Трития. Поэтому 30-40% продаж монет приходится именно на эти периоды. Монеты тоже выпускаются из золота 0,999 пробы, а популярными весовыми категориями являются 2 г, 5 г и 10 г. На большинстве монет красуются изображения богов и богинь, в частности, богини Лакшми и слоноголового бога Ганеши. Монеты также используются в качестве подарков к особым событиям, в частности, при рождении ребенка или на свадьбу.