Прогноз по курсу платины и палладия

Материал журнала Сингапурской ассоциации рынка драгметаллов - «Crucible».

Платина

Платина стремительно начала дешеветь в середине августа 2018 года, достигнув отметки в 755 долларов, что стало самым низким показателем после банкротства «Lehman» в октябре 2008 года, то есть, со времен глобального финансового кризиса. Тогда автопроизводители бросились продавать свои акции, чтобы получить ликвидность во время кризиса, а курс платины достигал отметки в 2300 долларов, что является рекордным показателем. В некотором смысле произошедшее было следствием деятельности самих автопроизводителей. Они покупали платину и довели ее курс до 2300 долларов, а затем стали продавать и металл подешевел до 750 долларов.

С тех пор платина то понижалась, то повышалась в цене. Ужесточение экологических норм для дизельных двигателей негативно повлияло на использование металла в автомобильных катализаторах, на долю которых приходится большая часть спроса. Ситуацию усугубила фальсификация тестов по выбросам дизельных двигателей со стороны европейских автопроизводителей, о которой стало известно в 2015 году. Европа, будучи крупнейшим рынком дизельных автомобилей, пострадала от этих событий больше других регионов. Спрос на легковые автомобили с дизельным двигателем уменьшился в пользу бензиновых автомобилей, а также электромобилей. Отказ от дизельных автомобилей в мировом масштабе произвел глубокое психологическое воздействие на инвесторов. Ввиду того, что из ЮАР поступало достаточно весомые объемы лома из катализаторов и ювелирных изделий, а южноафриканский ранд подешевел, инвесторы отвернулись от платины.

Инвесторы стали переключаться на золото и палладий. У золота, как правило, всегда есть стабильно большое количество покупателей, например, таких как центральные банки. Всегда есть кто-то, кто покупает золото. Спрос на палладий, в отличие от платины, постоянно рос из-за его использования для катализаторов в бензиновых автомобилях, что вызвало дефицит предложения, а это привело к скачку интереса инвесторов к собрату платины. В результате платина отошла на второй план, и курс золота опередил ее более чем 5 лет назад, а палладий в 2017 году вышел на первое место.

Будет ли цена платины отставать от золота и палладия в долгосрочной перспективе? Вряд ли. Прежде всего, курс платины на уровне ниже 900 долларов – это слишком плохой показатель, даже для этого рынка. Этот металл больше ценится в качестве составной части катализаторов или сырья для ювелирных изделий, чем палладий или золото. Его себестоимость составляет намного выше 800 долларов. Некоторые инвесторы, похоже, довольны этой ситуацией и вкладывают свои средства в платиновые биржевые фонды, объем паев которых значительно вырос с начала 2019 года. Спрос со стороны инвесторов в сочетании со стабильно высоким курсом золота должны поддержать платину. В любом случае, худшее для платины уже позади и ее курс должен остаться выше 800 долларов и, по прогнозам, приблизится к 1000 долларов, если желтый металл удержится на уровне 1400 долларов.

Палладий

Понижение курса платины привело к росту популярности палладия. Для каталитических нейтрализаторов в бензиновых двигателях не нужен высококачественный платиновый катализатор, поэтому по понятным причинам автопроизводители и производители катализаторов использовали более дешевый палладий. Большая часть автомобилей, производимых в мире, обладают бензиновым двигателем. За последние 10 лет спрос на палладиевые катализаторы вырос на 100%, с 180 до 264 тонн, в то время как, по данным «Metals Focus», объемы его добычи у двух крупнейших производителей этого металла – России и ЮАР – в целом остались на том же уровне.

Это привело к тому, что в течение последних 7 лет сохранялся дефицит спроса и предложения этого металла, что является основной причиной резкого повышения курса на палладий в последнее десятилетие – с 200 долларов США в 2009 году до 1600 долларов США в 2019 году.

Эти обстоятельства привлекли инвесторов в физические активы и инвесторов из Нью-Йоркской товарной биржи к покупке палладия, и этот интерес, вероятно, поднял цены выше, чем следовало бы. В результате удачной ликвидации долгосрочных позиций в палладии, его курс упал с 1600 до 1300 долларов, но в настоящее время он остается волатильным.

В целом, основные характеристики спроса и предложения не изменились. Интересно, что баланс биржевых фондов снижается, в то время как цена на палладий растет. Это, вероятно, означает, что физический палладий был изъят из биржевых фондов по причине нехватки его предложения.

В ближайшем будущем не стоит ожидать изменения ситуации со спросом и предложением палладия. То есть, либо будет больше предложения или низкий уровень спроса. Предложение палладия не увеличится, поскольку этот металл является побочным продуктом добычи никеля в России и платины в ЮАР. Бензиновые автомобили до сих пор занимают большую часть рынка, и так будет еще долгое время. Электромобили представляют собой незначительный сегмент, несмотря на их рекламу в СМИ. Из-за волатильности курса палладия в этом году, отношение к нему у инвесторов является неоднозначным, но до тех пор, пока ситуация со спросом и предложением не изменится, цены на него будут немного выше, чем на платину.

^ Наверх