Материал диссертации Мохаммеда Бозоргнии (Аризонский университет, США) о роли драгметаллов в экономическом развитии Европы. Часть первая здесь.
Интересные мысли о деньгах высказывались и в эпоху Средневековья. На протяжении шести столетий после падения Римской империи в центре внимания мыслителей были христианство и богословские учения. Как следствие, мало внимания уделялось изучению таких явлений, как деньги. На рубеже XII-го века встреча с мусульманской культурой открыла для европейцев новые сферы изучения, ускорив темпы развития интеллектуальной жизни. Как и в других областях культуры, изучение денег также достигло больших успехов в это время. Дело в том, что интерес к изучению этого предмета был вызван еще и расширением торговли. О деньгах рассуждали такие средневековые мыслители XII-XVI вв., как Фома Аквинский, Жан Буридан, Николай Орем и Габриэль Биль.
Мысли Аристотеля о происхождении и функции денег были базисом для средневековых интерпретаций, в том числе, для развития теории денег. По мысли новых мыслителей, главным назначением и функцией денег было облегчение процесса обмена товаров. Обмен, как и всякая другая человеческая деятельность, имел божественное происхождение. С точки зрения средневековых мыслителей, обмен возник после того, как Бог разделил землю и ее богатства между сыновьями Адама. С течением времени люди в разных регионах оказывались с избытком одних продуктов, испытывая недостаток в других. Поэтому они прибегали к бартеру, чтобы удовлетворить свои потребности. Средневековые писатели соглашались с мыслью Аристотеля о неудобстве бартера как главной причины, вызвавшей создание денег, но при этом предоставили и другие объяснения относительно возникновения этого феномена. В частности, они считали, что еще одним преимуществом денег стало то, что они уменьшают задержку, которая может возникнуть между производством и потреблением товаров, особенно скоропортящихся. Кроме того, они отметили, что бартер создает множество трудностей при попытке согласования стоимости и ценности продуктов, подлежащих обмену.
Что касается использования драгметаллов в качестве денег, то средневековые мыслители соглашались с Аристотелем – именно драгметаллы обладают более стабильной стоимостью. Кроме того, они указали на другие преимущества драгметаллов, а именно, долговечность, транспортабельность, делимость и податливость, позволяющая наносить на их поверхность соответствующие знаки. Средневековые мыслители полагали, что чеканка драгметаллов не только, как считал Аристотель, избавляет от необходимости измерения и взвешивания, но, кроме того, позволяет не переживать о пробе драгметаллов в монетах. Эти мыслители выступали за то, чтобы драгметаллы не использовались для других целей, кроме чеканки монет, за исключением тех случаев, когда существует избыток золота и серебра.
Кроме развития античной теории денег, средневековые мыслители размышляли о таких вопросах, как право чеканки, сеньораж, обесценивание монет и других практических аспектах существования денег своего времени. Относительно прав на чеканку эти мыслители считали, что им должны обладать только Папа Римский, Император и любой верховный правитель. Никакие другие лица не должны иметь право на чеканку монет, если, конечно, это право не дано им самими властями. Кроме того, верховный правитель не только обладает исключительным правом чеканки монет, но и правом установления стоимости монет. По мнению средневековых мыслителей, только таким образом могут быть установлены стабильные и эффективные средства измерения стоимости. Консенсус относительно права властей на чеканку монет и определение их стоимости присутствовало и в вопросе об издержках на чеканку. К концу XIII века имели место массовые недовольства населения относительно чрезмерной платы за чеканку и других злоупотреблением сеньоражем. Поэтому средневековые мыслители утверждали, что дворянство не может взимать с населения больше денег, чем объем фактических издержек на чеканку, если только не было получено предварительное согласие народа по этому поводу. Кроме того, дворянство не должно изменять название, дизайн или вес монет, поскольку такие изменения создают путаницу. Еще эти мыслители полагали, что проба драгметаллов не должна изменяться, если, конечно, нет дефицита в драгметаллах. В случае выпуска новых монет они должны быть внешне отличаться от прошлых выпусков.
Эти мыслители называли настоящим «общественным бедствием» обесценивание монет посредством снижения чистоты драгметалла, из которого они состояли. Фома Аквинский, например, замечал, что обесценивание вызывает «такую же путаницу, как в ситуации, когда изменяется стандарт веса». С точки зрения Орема, обесценивание создает панику среди торговцев и ухудшает экономическую ситуацию. Еще одним последствием обесценивания является то, что оно снижает доход тех, кто зависит от фиксированной ренты и других традиционных источников доходов: «Когда деньги обесценены, то король и знать могут не досчитаться доходов». Кроме того, обесценивание создает неравенство между должниками и кредиторами. По мнению средневековых мыслителей, справедливость существует тогда, когда должник возвращает сумму, эквивалентную сумме, взятой взаймы. Обесценивание за счет изменения пробы драгметаллов и общего уровня цен нарушает это равновесие и заставляет должника платить меньше первоначальной суммы займа. Кроме того, обесценивание монет приводит к тому, что старые монеты из драгметаллов более высокой пробы, покидают рынок, а также экспортируются за границу, где они стоят дороже.
Кроме таких вопросов, как право чеканки монет, сеньораж и обесценивание, средневековые мыслители затронули в своих произведениях ряд других важных проблем. Ограниченное предложение драгметалла в этот период приводило к рассуждениям об оправданности использования этого металла для чеканки монет. Обсуждался также вопрос правильного соотношения между стоимостью золотых и серебряных монет. Что касается использования золота для монет, то средневековые мыслители выступали за учреждение биметаллической валютной системы. Они полагали, что редкость драгметаллов обуславливает необходимость использования обоих металлов. Однако поскольку золото – это особо ценный товар, то его использовать могут только власти, например, для международных сделок и других крупных торговых операций. В то же время относительно низкая стоимость серебра делает его пригодным для выплат заработной платы, ренты и повседневных расчетов.
Что касается соотношения между стоимостью золотых и серебряных монет, то Орем выразил такое мнение: эта мера должна соответствовать «естественной стоимости». Эта «естественная стоимость» должна быть установлена в обществе и может быть изменена только в случае изменения предложения драгметаллов. Средневековые мыслители не были столь критически настроены по поводу ростовщичества, как Аристотель, одобряя выплату процентов по коммерческим кредитам. По этому вопросу Фома Аквинский сказал, что взимание процентов по личному кредиту для целей личного потребления является греховным, но выплата процентов по кредитам для использования его в коммерческих целях вполне приемлема при условии, что процентная ставка не является чрезмерной.
Писатели, принадлежащие к меркантилистской школе, также внесли важный вклад в развитие теории денег. Меркантилизм охватывает экономические взгляды различных европейских мыслителей XVI-XVIII вв. Основными представителями этой школы являются Жан Боден, Бернардо Даванцати, Томас Мор, Джосайя Чайлд, Уильям Петти, Томас Ман, Джон Лоу, Томас Гоббс, Джон Локк и Джеймс Стюарт.
В течение этого периода наблюдался приток драгметаллов из западного полушария в Европу, а также монетизация экономики и рост коммерческой активности, что поспособствовало возникновению нового научного интереса к изучению денег и развитию соответствующей теории. В то же время упадок феодализма, образование национальных государств и экономик коренным образом изменили представления о роли и функциях денег.
На фоне этих событий рассуждения о деньгах стали более систематическими, поскольку раньше о них говорили вскользь, в основном в связи с этическими и религиозными вопросами. Теперь деньги стали объектом отдельных исследований, поскольку от валютной сферы зависело экономическое и политическое развитие национальных государств. В целом, мыслители, принадлежавшие к меркантилистской школе, не уделяли внимание вопросам о происхождении денег, причинах использования драгметаллов в качестве средств обмена, функциях денег как единицы измерения или средства сбережения. В большей степени они фокусировались на практических вопросах, а именно, роли денег в экономическом развитии и национальном процветании.
В течение 250 лет господства меркантилизма было создано множество разных положений, что затрудняет возможность их обобщения. Однако несмотря на это разнообразие, основная цель меркантилистов – сделать государство сильным. Основой этой силы является богатство, а самым важным источником богатства считались драгметаллы. С меркантилистской точки зрения, увеличение национального запаса драгметаллов означает прирост богатства, а уменьшение соответствующего показателя считается «реальной потерей богатства». Следует отметить, что в эпоху, когда деньги были исключительно металлическими, а все внутренние и международные платежи производились в форме драгметаллов, идея о том, что драгметаллы – это самая востребованная форма богатства, была вполне обоснованной.
Ранние греческие философы и средневековые мыслители, презиравшие идею и практику накопления богатства, не разработали теории богатства, или теории капитала. Однако для меркантилистов понятие богатства было центральным. Согласно этой экономической школе, совокупный объем богатства является фиксированным. Древние мыслители утверждали, что когда обмен происходит между двумя людьми, то выигрыш одного обязательно означает потерю для другого. Используя это положение, меркантилисты пришли к выводу, что в торговле между двумя странами любое увеличение богатства одной страны должно происходить за счет другой страны. В связи с этим они подчеркивали важность международной торговли как средства увеличения богатства нации. Томас Ман в своем трактате «Богатство Англии во внешней торговле» следующим образом определяет роль международной торговли в увеличении богатства Англии: «Важным средством… увеличения нашего богатства и сокровищ… является внешняя торговля… Ее следует поощрять, ибо от нее зависит большая часть дохода короля, честь королевства, благородная профессия торговца, наши ремесла, обеспечение нашей бедноты, улучшение жизни на наших землях, безопасность королевства, ужас наших врагов».
Продолжение следует…
Приобретайте инвестиционные, памятные и коллекционные монеты из золота, серебра, платины по выгодным ценам в магазине "Золотой монетный дом"!