11 июня Эмманюэль Макрон, президент Франции, на встрече «Большой семерки» внес предложение относительно того, чтобы каждая из стран-участниц пожертвовала золото для МВФ с целью оказания помощи африканским странам.
«Большая семерка» – это неформальная группа из 7-ми развитых стран: Канады, Франции, Италии, Японии, Великобритании, США, а также представителей Европейского Союза.
Данный призыв с целью оказания помощи африканским странам – всего лишь пыль в глаза. Скорее всего, речь идет о скрытой попытке снизить котировки золота и серебра.
Страны «Большой семерки» с начала 2020 года увеличили объем бюджетных расходов до нескольких триллионов долларов, чтобы эффективно противостоять пандемии коронавируса. Удивительно, что эти страны не могут вместе собрать (напечатать!) несколько миллиардов долларов для иностранной помощи посредством аналогичных операций, которые использовались для создания триллионов долларов! Необычно, что Макрон вспомнил о золоте, как будто это единственное средство, благодаря которому можно указанную цель достигнуть!
Если нечто подобное произойдет, то это будет не впервой, поскольку МВФ и раньше пытался сдержать рост цен на золото и серебро. Давайте рассмотрим историю последней попытки это сделать.
Прежде чем вдаваться в подробности, следует прояснить то, кому и почему выгодно снижать цены на серебро и золото. В первую очередь это выгодно американскому правительству. Снижение котировок драгметаллов в большей степени соответствует именно интересам американцев.
Как известно, доллар США после подписания Бреттон-Вудского соглашения в 1944 году стал мировой резервной валютой, потеснив желтый металл. Когда новая валютная система оказалась под угрозой, президент США Ричард Никсон «временно» приостановил с августа 1971 года конвертируемость доллара в золото, тем самым, доллар перестал быть таким же ценным активом, как и драгметалл.
Чтобы поддерживать иллюзию того, что американский доллар, обеспеченный в течение последних 50 лет только верой и репутацией федерального правительства США, является столь же стабильным, как и золото, властям необходимо уменьшать котировки желтого металла (как, впрочем, и серебра).
До тех пор пока иностранные правительства, центральные банки и инвесторы доверяют доллару, они продолжают владеть огромными объемами этой бумажной валюты и казначейскими облигациями США. Если же котировки золота и серебра начнут расти относительно доллара, то это негативно отразится на репутации властей, экономике и долларе США.
Следовательно, котировки золота и серебра – это лакмусовая бумага, которая показывает реальное положение властей, экономики и доллара США. Если американское правительство проводит безответственную фискальную политику, увеличивая денежную массу или резко повышая объем бюджетных расходов и дефицита, то котировки золота и серебра растут. Иностранные инвесторы в таких условиях начинают беспокоиться насчет покупательной способности доллара, поэтому продают его и казначейские облигации. Такие действия ухудшают финансовое положение федерального правительства, еще больше увеличивая дефицит бюджета, вынуждая повышать доходность казначейских облигаций. Поэтому понятно, почему американские власти заинтересованы в сдерживании цен на золото и серебро.
Правительство США не может непосредственно повлиять на снижение котировок золота и серебра. Однако при этом у него есть полномочия по контролю Стабилизационного фонда Министерства финансов, благодаря которому можно манипулировать курсом золота. Однако ведь нельзя сделать этот процесс манипулирования очевидным. Поэтому федеральное правительство пытается сдерживать цены на драгметаллы с помощью действий центральных банков стран-союзников, международных организаций, таких как Банк международных соглашений и МВФ, а также основных торговых партнеров Федерального резервного банка Нью-Йорка.
Теперь рассмотрим, каким образом МВФ пытался сдерживать цены на золото и серебро в прошлом. С января 2007 года эта организация неоднократно сообщала о возможности продажи части своих золотых резервов. Поводом тогда была необходимость оказания помощи бедным странам. В случае такого повышения предложения физического золота, его курс понизился бы на несколько процентов на срок до двух месяцев.
Когда негативные последствия от новостей о возможной продаже перестали волновать инвесторов, в МВФ снова стали поговаривать о такой возможности. Цены на золото и серебро опять временно понизились. Когда же об этих новостях все забыли, МВФ стал продавать золото в октябре 2009 года. К концу 2010 года было продано 403,3 тонны (12,9 млн унций) золота центральным банкам пяти стран. На долю Китая и Индии пришлась большая часть покупок. Меньше золота приобрели Бангладеш, Маврикия и Шри-Ланка.
Отметим, что недавнее предложение Макрона о продаже золота МВФ оказало понижательное давление на котировки двух главных драгметаллов. До некоторых пор цены на них росли, но уже 16 июня курс золота упал почти на 2% по сравнению с 10 июня, а курс серебра снизился на 1%. Впоследствии ФРС признала слишком сильное повышение индекса потребительских цен. По этой причине котировки акций и облигаций снизились, потянув за собой и драгметаллы.
По сравнению с началом 2007 года динамика рынков физического золота и серебра изменилась. В настоящее время наблюдается серьезный дефицит физических драгметаллов на фоне текущего спроса. Курс золота увеличился почти в три раза с начала 2007 года, а серебро – более чем вдвое. Поэтому в текущих условиях возможность продажи золота МВФ возымеет не очень серьезные последствия, а это означает, что цены не упадут так сильно, как это было 14 лет назад.
Даже если МВФ, в конце концов, предпримет отчаянный шаг и продаст определенный объем физического золота, то это привлечет большее количество покупателей на рынок ввиду снижения котировок. Поэтому попытка МВФ снизить цены на драгметаллы обернется провалом, как и в начале текущего тысячелетия.