24 сентября стало известно об отставке Дэвида Райдера, директора Монетного двора США. С тех пор появилось много статей по этому поводу. В этих публикациях деятельность Райдера была подвергнута ожесточенной критике, особенно со стороны коллекционеров.
Вообще-то говоря, критиковать Монетный двор США стало модно в последние годы. Кто только этого не делал. Какие только не лились в адрес Монетного двора обвинения. Однако следует здраво оценить заслуги и недостатки деятельности Райдера за три года на посту директора. Тем более что недавние обвинения в основном были вызваны недовольством со стороны коллекционеров, не купивших все монеты, которые они хотели. Давайте проанализируем, что изменилось в Монетном дворе США, каковы долгосрочные, сущностные последствия деятельности Райдера.
Стоит сразу же оговориться, что продажа коллекционных монет не является основной сферой деятельности Монетного двора. Прежде всего, это предприятие занимается обеспечением достаточного количества разменных монет в обращении, чего было достаточно сложно добиться в условиях пандемии. Вторым по важности направлением деятельности является продажа инвестиционных и коллекционных монет. Резкий скачок спроса на инвестиционную продукцию в условиях пандемии осложнил работу Монетного двора, оказавшись серьезным бременем для работников предприятия, а также исчерпав возможности текущих производственных мощностей. Кроме того, наблюдался серьезный дефицит заготовок для серебряных монет, что также негативно отразилось на предприятии. Впрочем, следует учитывать, что Монетный двор США финансируется не за счет налогов, но на основании сеньоража – продаже разменных монет и указанных двух типов монет.
Текущие проблемы и положительные моменты
У Монетного двора было много проблем еще до того, как Райдер стал его директором. Например, трудности с продажами коллекционных монет были раньше и никуда не делись, а в случае с онлайн-заказами ситуация и вовсе ухудшилась. Вполне возможно, что эти проблемы не исчезнут при следующем директоре. Кроме того, согласно сведениям некоторых авторитетных источников, Райдер и сам переживал из-за этих проблем и делал все возможное, чтобы их больше не было.
В последние месяцы ситуация улучшилась, особенно в результате борьбы с ботами (программами для автоматического заполнения форм на сайтах) во время продаж нескольких популярных монет. При этом все равно наблюдались сбои. Борьба с ботами заняла много времени, что, конечно, не понравилось американским клиентам, но Монетный двор можно понять, ведь нужно было юридически обосновать введение соответствующих блокирующих процедур. Далее, возможность получения некоторых самых популярных продуктов посредством предварительной регистрации также улучшила ситуацию, позволив соответствующим клиентам купить больше монет на одно домохозяйство, чем было указано изначально в официальном лимите.
Важно помнить, что до Райдера Монетный двор не мог похвастаться большим количеством очень популярных продуктов, стоимость которых на вторичных рынках сразу же резко поднималась. Система управления заказами Монетного двора никогда еще не переживала такого наплыва активности, как при Райдере. Да, раньше выпускались отдельные монеты и наборы, раз в год или два, но в течение последних нескольких лет ситуация в этом контексте улучшилась.
Подход Райдера был следующим: разрешить проблемы Монетного двора (финансовые и пр.) путем привлечения новых клиентов и создания большего количества инновационных продуктов с низким тиражом, чем раньше.
25 августа во время круглого стола с представителями прессы Райдер признался, что Монетный двор не смог преодолеть трудности, связанные с резким ростом спроса на коллекционную и инвестиционную продукцию в условиях пандемии. В этот период администрации пришлось сделать кадровые и производственные перестановки, что привело к увеличению сроков изготовления и продажи монет. Райдер отметил, что Монетный двор не всегда может совладать с большим объемом спроса, но при этом предприятию удалось это сделать лучше, чем аналогичным учреждениям в других странах. И это правда.
Улучшение финансовой ситуации
Теперь перейдем от общего контекста к конкретным деталям. Во-первых, можно встретить много сообщений недовольных американцев о том, что они больше не будут покупать продукцию Монетного двора США. Однако при этом за последние несколько лет количество новых клиентов у предприятия увеличилось на 100 тыс. человек. Во-вторых, за год до того как Райдер занял пост директора, в 2018 финансовом году, Монетный двор сообщил об убытках в контексте продаж коллекционных монет на сумму 21,2 млн долларов. В 2020 финансовом году объем прибыли составил 9 млн долларов, а ориентировочный показатель за 2021 финансовый год может быть на уровне 20 млн долларов.
Кроме того, в контексте критики Монетного двора при Райдере часто говорят, что дилерам достается больше преференций и выгодных сделок, чем обычным клиентам. Однако эта критика направляется в сторону Монетного двора, как минимум, с 2009 года. Нужно заметить, что данная практика распространена среди монетных дворов во всем мире: отечественным дилерам предоставляются выгодные условия и сделки. Кроме того, один американский оптовый дилер недавно публично объяснил эту ситуацию следующим образом: в прошлом крупные дилеры получали гораздо больше продуктов от Монетного двора, чем сейчас, пользуясь скидками, а теперь они получают 10% от этого объема и должны при этом платить надбавку.
Почему крупный монетный двор не должен предоставлять выгодные условия своим дистрибьюторам? Это совершенно обоснованно, поэтому критика американских коллекционеров относительно того, что Монетный двор играет на руку так называемому «большому бизнесу» бьет в молоко.
Инновации и инициативы
Стоит отметить еще несколько факторов, а именно, существенное улучшение художественных достоинств американских монет по сравнению с тем, что продавалось до Райдера. Пожалуй, ярче всего это отразилось в дизайне новых реверсов серебряной и золотой монет серии «Американский Орел». Создателями этих дизайнов стали Эмили Дамштра и Дженни Норрис соответственно.
Этих реверсов мы никогда бы не увидели, если бы Райдер не попросил Стивена Мнучина, министра финансов, дать разрешение на их чеканку. Гражданский консультативный комитет по монетам США рекомендовал создать новый реверс для серебряного «Орла» на протяжении большей части последнего десятилетия (по закону, дизайн можно менять спустя 25 лет после его появления при условии разрешения со стороны министра финансов), но только при Райдере суждено было этому произойти.
Далее, художественные качества дизайнов американских монет улучшились еще и потому, что Райдер назначил Джозефа Менну главным гравером в 2019 году. Напомним, что эта должность была вакантной после ухода на пенсию Джона Мерканти в 2010 году. Благодаря новому назначению Монетный двор стал больше времени уделять дизайну и созданию своих продуктов.
Менна привлек в Монетный двор множество новых художников, обладающих свежим взглядом, в том числе, достаточно опытных мастеров, а именно, Криса Костелло и Хайди Ваствит. Все это благодаря развитию программы привлечения талантов под названием «Artistic Infusion». В результате появилась в продаже, ставшая уже очень популярной, новая золотая монета «Американская Свобода» с номиналом в 100 долларов и высоким рельефом, на реверсе которой изображена гарцующая лошадь. Упомянем также работу Хайди над дизайном реверса монеты «Национальный мемориал сотрудников правоохранительных органов» с номиналом в полдоллара и многих других нумизматических шедевров.
Кроме того, именно Райдер рискнул предложить новую концепцию Леди Свободы, отказавшись от традиционной фигуры женщины. Он знал, что это решение может вызвать критику, как это случилось в 2015 году с современной версией образа Свободы (тогда на монете впервые появился образ афроамериканки, поэтому возникла критика по поводу расовых проблем и этнической принадлежности). Когда только начали обсуждать идею лошади в качестве образа Свободы, то многие говорили, что это будет провал. Однако монета оказалась очень популярной, даже несмотря на высокую наценку со стороны Монетного двора.
Кроме того, без Райдера мы бы не увидели выпуска новых серебряных долларов (Моргановский доллар, Мирный доллар) в 2021 году. Дизайны двух монет сделали братья, Том и Майкл Урам. Они выступали за эти изменения долгое время, а также лоббировали принятие соответствующего законопроекта в конгрессе.
То же самое можно сказать и о других популярных продуктах, например, о монетах в честь миссии «Аполлона 11» и разных наборах, включая те, которые были выпущены в сотрудничестве с монетными дворами Австралии, Испании и Канады.
Райдер приложил серьезные усилия для решения проблемы подделки монет не только распорядившись о добавлении новых антиконтрафактных элементов на поверхность монет серии «Американский Орел», но также тесно сотрудничая с Государственной службой по борьбе с контрафактной продукцией, членами Конгресса и Секретной службой.
Он также многое сделал для привлечения внимания молодых коллекционеров к продуктам Монетного двора, создавая продукцию для них, а также налаживая контакты с различными нумизматическими сообществами. Райдер участвовал в круглых столах и согласился дать часовое интервью на одном из них.
Нет сомнений в том, что некоторые коллекционеры не в восторге от определенных инициатив Райдера (например, монет с микрогравировкой или в цвете), но нельзя отрицать следующее: он много работал с Конгрессом, использовал свои полномочия для создания новых продуктов, рассчитанных на всех типов коллекционеров: тем, кто покупает разменные монеты (например, цент Линкольна 2017 года, отчеканенный в Филадельфии или четвертак из Уэст-Поинта) и тем, кто может себе позволить дорогие золотые монеты.
Другие клиенты до сих пор недовольны тем, что не смогли купить золотой «Американский Орел» 2020 года выпуска со знаком «V75» (и продать ее в обмен на машину, поскольку на вторичном рынке ее стоимость быстро выросла). Но, где же комментарии от всех тех коллекционеров, которые заработали много денег благодаря продукции Монетного двора или добавили интересные монеты с маленьким тиражом в свои коллекции за последние несколько лет?
Конечно, если меняются установленные традиции, то от чего-то приходится избавляться. Поэтому неудивительно, что деятельность Райдера вызвала противоречивые суждения. Изменения привели к положительным и отрицательным последствиям. Некоторые люди не смогли купить определенные выпуски; сайт не выдержал резкого увеличения спроса; доставку задерживали и т.д.
Однако в целом американские коллекционеры только выиграли благодаря тому, что директором Монетного двора был Райдер. Многие из тех проблем, от которых они страдают, не исчезнут даже после ухода его в отставку. Для разрешения этих проблем потребуется время, а также сотрудничество с другими членами нумизматического сообщества.
Будем надеяться, что Элисон Дун, новый исполняющий обязанности директора Монетного двора, возьмет за основу достижения Райдера и сделает предприятие еще лучше.