Перевод фрагментов из статьи малайзийских ученых Абу Юсуфа, Нурадли Дали и Норхайяти Хусина под названием «О внедрении золотого динара: наступит ли конец спекуляциям?», опубликованной в «Журнале по экономической кооперации» в 2002 году, а также статьи Мухаммада-Башира Юсуфа, Гайрузазми Гхани и Ахамеда Меера «Проблемы внедрения золотого динара в Келантане: эмпирический анализ» («Институции и экономики», 2013 год).
Все началось с финансового кризиса
В 1998 году азиатские страны стали жертвами международного финансового кризиса, который впоследствии распространился и на другие континенты. Как следствие, со стороны представителей министерства финансов и центральных банков как развитых, так и развивающихся рынков были приняты меры по укреплению архитектуры международной финансовой системы.
По данным отчета Банка международных расчетов, в ответ на кризис в Азии, министры финансов и руководители центральных банков ряда важнейших экономик встретились в Вашингтоне, в апреле 1998 года, для обсуждения вопросов, связанных со стабильностью международной финансовой системы и эффективного функционирования глобальных рынков капитала. На своих встречах они указали на важность укрепления международной финансовой системы посредством осуществления мер в трех ключевых областях: повышение уровня прозрачности и отчетности; усиление национальных финансовых систем; создание мер по предупреждению международных финансовых кризисов.
Тогдашний премьер-министр Малайзии Дато Сери д-р Махатхир Мохамад указал, что в инициировании кризиса виновны валютные спекулянты, также известные как экономические аналитики и эксперты. Он утверждал, что сначала они поддерживают экономику одной страны, а потом уничтожают ее в своих сообщениях в СМИ, не обращаясь при этом к анализу реальной ситуации. Аналитики и эксперты, по его мнению, должны спуститься на землю, и научиться давать качественные сообщения по отдельно взятой стране.
Энвер Хакау Конач, научный сотрудник Департамента технического сотрудничества в «SESRTCIC» утверждает в своей статье под названием «Восточноазиатский кризис: уроки стран Организации Исламского Сотрудничества», что азиатский экономический кризис стал результатом серии спекулятивных атак на группу стран этого региона, в результате чего произошло следующее: массовый отток капитала, одновременные кризисы в нескольких странах и экономический спад во всем регионе. Следовательно, можно утверждать, что текущая валютная система и финансовые секторы являются уязвимыми перед лицом спекулятивного капитала, который может вызвать обесценивание валюты. Неудивительно, что многие исследователи и экономисты обратились к идее золотого стандарта, который, по их мнению, может защитить страны от атак со стороны спекулянтов. В одной из форм золотого стандарта используется золотой динар, который играл выдающуюся роль в истории мусульманского мира.
2. Краткая история золотого динара
Многие люди думают, что золотой динар возник в контексте истории исламского халифата. Однако исследования показывают, что эта монета использовалась задолго до этого периода. В докладе, представленном Анваром Зайналом Абидин на Национальной конференции по динару, состоявшейся 16 марта 2002 года, говорится о том, что динар как валюта чеканилась и была в обращении с самого возникновения ислама. Однако слово «динар» не является арабским, но ведет свое происхождение из греческого и латинского языков, или же видоизменением персидского слова «динарий». В то же время, слово «дирхам» использовалось для обозначения серебряной валюты драхмы, которая была в обращении у сасанидов в Персии. Драхма – это название серебряной валюты, которую изначально ввели у себя древние греки.
Сначала мусульмане использовали золото и серебро, созданное персами. Серебряные дирхамы сасанидского царя Йездегерда III были первыми датированными монетами, которые можно отнести к истории мусульман. Эти монеты использовались во время халифа Усмана ибн Аффана, и не очень-то отличались от персидских монет, если не считать надписей на арабском языке, которые можно было прочитать по ободу на аверсе. В этих надписях было упомянуто имя Аллаха и указаны фрагменты из Корана, что стало впоследствии традицией для всех монет, отчеканенных мусульманами.
Первые дирхамы были отчеканены при халифе Абдуль-Малика ибн Марвана в 75 году (695 г. н. э.). Он приказал Аль-Хаджжаджу ибн Юсуфу отчеканить дирхамы и официально установил стандарт для монет, согласно которому вес 10 дирхамов равен весу 7 динаров. В 76-м году он приказал, чтобы дирхамы чеканились во всех регионах Dar al-Islam (Исламского мира). Согласно его распоряжению на монетах должна была быть помещена надпись: «Аллах неповторим, Аллах вечен». Он запретил размещать на монетах образы людей и животных, заменив их надписями (эти образы могли быть созданы посредством букв).
С тех пор соответствующие надписи на динаре и дирхаме были размещены в концентрических кругах, а на другой стороне написано имя Амира и год выпуска. Позднее стало хорошей традицией добавлять благословения Пророку, а также, иногда, аяты (мельчайшая структурная единица Корана, обычно понимаемая как «стих») Корана.
Золотые и серебряные монеты оставались официальной валютой вплоть до падения халифата. Затем возник целый ряд бумажных валют в каждом из постколониальных национальных государств, созданных после разрушения исламского мира. В качестве мусульманской страны, Малайзия пыталась в начале XXI-го века внедрить систему на основе динара для укрепления своего финансового сектора.
3. Стремление властей Малайзии ввести в обращение динар
Создание исламской валюты нанесет непоправимый урон западным странам, в особенности речь идет о США, поскольку вследствие внедрения и распространения динара, их валюта станет менее востребованной. Согласно статистике Банка международных расчетов, в мировой торговле доллар используется в 80% случаев. Зависимость стран по всему миру от американской валюты дает стране-эмитенту ее дополнительное конкурентное преимущество. Если исламский динар будет успешно внедрен, то от этого также пострадают Всемирный банк и МВФ. Запад станет оказывать сопротивление этим малайзийским намерениям. Несмотря на это, у Малайзии есть веское основание для того, чтобы внедрить исламский динар, а именно, стремление содействовать экономическому развитию мусульманского мира.
В начале ХХІ-го века власти Малайзии планировали принять исламский золотой динар для замены доллара в международной торговле, а свою бумажную валюту, ринггит, оставить для осуществления сделок на местном уровне. Использование динара в международной торговле поможет объединить мусульманские страны, особенно членов Организации исламской конференции. Тогдашний премьер-министр страны Махатхир Мохамад говорил, что использование золотого динара не будет ограничено только 24 странами, с которыми его страна имеет двусторонние платежные соглашения. Первоначально, власти хотели попытаться внедрить систему динара в рамках небольшой группы стран, прежде чем эта валюта могла стать общепринятой в торговле. Впрочем, до сих пор особенного прогресса в этом направлении сделано не было. Однако стоит упомянуть о внедрении золотого динара в одном из штатов Малайзии, а именно в Келантане в 2010 году.
4. Золотой динар Келантана
Правительство штата Келантан в августе 2010 года ввело в обращение, - в качестве альтернативной валюты на своей территории, - золотой динар. В рамках этого проекта, как сообщили власти, более чем тысячи хозяйствующих субъектов и несколько банков в штате согласились использовать новую валюту. Власти планировали предоставить работникам возможность получать часть своей зарплаты в золотом динаре, а также ввести золотые слитки для крупных инвестиций. Правительство также заявило, что закят (мусульманский налог, взимаемый для оказания помощи нуждающимся единоверцам) можно будет выплачивать в монетах. Введение золота в качестве валюты в Келантане создало правовую коллизию, поскольку Банк Негара (центральный банк Малайзии) является единственным органом, уполномоченным законом проводить эмиссию валюты, а также может конфисковать несанкционированную валюту. Далее, несмотря на первоначальный энтузиазм по поводу запуска золотого динара, проект не привел к ожидаемым результатам. Ученые утверждают, что некоторые из причин быстрого спада популярности этого проекта касаются страхов со стороны населения по поводу невозможности использовать монету в торговле, конфискации монет, поддельности, вытеснения их из оборота бумажными валютами и т.д.