Фрагменты работы Джорджа Кауффмана (Университет штата Калифорния). Часть первая здесь, часть вторая – тут, третья – здесь, а четвертая – тут.
Фальшивые преобразования (продолжение)
Практика фальшивых преобразований неблагородных металлов в драгметаллы продолжалась вплоть до XVIII века, причем достигла такой степени распространенности, что Парижская академия наук поручила химику Этьену Франсуа Жоффруа (старшему) изучить этот вопрос и продемонстрировать академии некоторые из этих мошеннических практик. Цитата из доклада Жоффруа, прочитанного 15 апреля 1722 г., обобщает многие из этих практик:
«Главным намерением алхимиков является создание золота или серебра из других веществ, которые они собираются преобразовать. Они иногда используют двойные тигли или чаши, или кладут на их дно соли золота или серебра; затем они покрывают дно пастой, сделанной путем смешивания пыли тигля с камедью или воском, и делают это так, чтобы это ложное дно казалось настоящим дном. Порой в отверстие, проделанное в куске древесного угля, они кладут золотую или серебряную пыль; уголь пропитывают растворами этих металлов и превращают массу в порошок, чтобы направить его на вещества, которые собираются преобразовывать.
Для этого используются стержни с полыми концами, в полости которых помещаются золотые или серебряные кусочки, а сверху набиваются опилками того же дерева. Помешивая этими стержнями расплавленное вещество, палочки сгорают, оставляя в тигле металл, которым они были изначально наполнены... Соли золота и серебра легко смешиваются с солями свинца, сурьмы, ртути. Крупинки или самородки золота и серебра можно поместить в свинец. Золото можно отбелить сурьмой и выдать за олово. Получение золота и серебра из веществ, с которыми они были смешаны, может выдаваться за преобразование.
Используемые ими азотная кислота или царская водка часто уже содержат растворы золота или серебра. Бумага, в которую заворачивают реактивы, иногда содержит соли этих металлов, а пасты могут скрывать эти соли в своей массе. Известны случаи, когда стекло выходило из печей с порциями золота, которые, очевидно, были подмешаны в расплавленное стекло.
Некоторые алхимики создают гвозди, будто бы наполовину состоящие из железа, а наполовину из золота или серебра. Они создают видимость того, что производят настоящее преобразование половины этих гвоздей, окуная их в магическую настойку... Гвозди, которые, на первый взгляд, казались полностью железными, на самом деле состояли из двух частей, аккуратно припаянных друг к другу, золото или серебро, с одной стороны, и железо, с другой, омывались водой железного цвета, который исчезал при погружении их в соответствующую жидкость.... Подобным образом выглядят те полусеребряные и полужелезные гвозди, которые я представляю сегодня вам. Таким же был нож, который один монах однажды подарил английской королеве Елизавете в первые годы ее правления, конец лезвия которого был золотым; а также те ножи, наполовину серебряные, наполовину железные, которые известный шарлатан разбросал несколько лет назад по Провансу...
Были также найдены денежные знаки и медали, наполовину золотые, наполовину серебряные. Говорят, что первоначально такие изделия были полностью серебряными, половина из которых превращалась в золото путем погружения их наполовину в философскую микстуру, без существенного изменения внешней формы и выгравированного рисунка. Считается, что ни одна из таких медалей никогда не была полностью серебряной, а состояла из двух частей, одна из серебра, другая из золота, спаянных между собой таким образом, чтобы сохранить правильное расположение символов. Это легко сделать, имея несколько одинаковых серебряных медалей, немного потертых, и сделав с них формы в песке для отливки копий в золоте. Песок даже не должен быть очень мелким. Затем медали должны быть вырезаны точно по правилу, подогнаны напильником, а половинки спаяны друг с другом с осторожностью, чтобы рисунок точно соответствовал...
Они также брали серебряную медаль, обрабатывали напильником одну ее половину с обеих сторон, не касаясь другой половины, пока не уменьшали ее до толщины игральной карты. Затем, взяв половину золотой медали, они раскалывали ее и, уменьшив обе части в нужных пропорциях, присоединяли внешнюю часть к серебряной сердцевине, сохраняя правильное расположение рисунка. Получалась целая медаль, наполовину серебряная, наполовину золотая, но с золотой частью, начиненной серебром. По их словам, это была серебряная медаль, которая недостаточно долго пролежала в эликсире и, будто бы, преобразовалась лишь частично.
Половина третьей медали была поверхностно позолочена смесью золота и представляла собой изделие, которое, будучи просто погружено в эликсир, только начало, будто бы, преобразовываться.
В процессе этого фокуса золотые части трех медалей отбеливали ртутью, чтобы казалось, что они полностью серебряные. Чтобы сделать обман более идеальным, алхимик, который должен был владеть искусством фокусничества, демонстрировал три настоящих серебряных изделия, не подвергавшихся его манипуляциям, и позволял зрителям рассмотреть их.
Взяв их обратно, он ловко подменял их заранее приготовленными изделиями, закреплял их в стаканах, наливал в них нужное количество эликсира и вынимал по истечении заданных промежутков времени. Он бросал их в огонь и оставлял там надолго, чтобы растворилась ртуть, которой было замаскировано золото. Затем он вынимал их, и они выглядели так, как будто они состояли наполовину из серебра и наполовину из золота, но с той разницей, что при разрезании частей, которые казались золотыми, одна была просто позолоченной на поверхности, другая - золотой, наполненной серебром, а третья - полностью золотой».
Доказательством успешных случаев получения золота являются многочисленные монеты и медали, отлитые в честь актов преобразования, особенно в XVII-XVIII веках. Некоторые из них, а также образцы алхимического золота хранятся в отделе монет и медалей Британского музея. На большинстве из них имеются надписи в виде слов или символов, свидетельствующих об их «алхимическом» происхождении. Конечно, с учетом распространенности мошеннических действий, о которых шла речь выше, эти нумизматические экспонаты не являются доказательством успешных преобразований. Эти продукты алхимических экспериментов далекого прошлого могут свидетельствовать лишь о легковерии различных монархов, некоторые из которых даже возводили своих алхимиков в дворянское звание. Учитывая, что с каждой монетой или медалью связана своя длинная история, ограничимся лишь перечислением нескольких хорошо известных случаев:
(1) Эдуард II, король Англии с 1307 по 1327 г., или Эдуард III, король Англии с 1327 по 1377 г., якобы отчеканил розовые нобли (монеты достоинством 6 шиллингов 8 пенсов) из 22 тонн алхимического золота, изготовленного для него в лондонском Тауэре Раймундом Луллием (ок. 1232-1315 гг.).
(2) Густав II Адольф (1594-1632 гг.), король Швеции (1611-1632 гг.) и военный герой протестантской Европы во время Тридцатилетней войны, чеканил дукаты из золота, преобразованного из неблагородного металла на его глазах любекским купцом.
(3) Кристиан IV (1577-1648 гг.), король Дании и Норвегии (1588-1648 гг.), чеканил дукаты в 1644, 1646 и 1647 годах, причем последние были с надписью «Vide mira Domini» («Узрите чудеса Господни») были изготовлены из золота, преобразованного Каспаром Харбахом, «королевским алхимиком».
(4) Фердинанд III (1608-1657), император Священной Римской империи (1637-1657), выпустил несколько монет из алхимического золота - (а) медаль из золота, преобразованного из железа Й. П. Хофманом, с надписью «Tincturae Guttae V Libram», указывающей на то, что 5 капель настойки преобразовали 1 фунт неблагородного металла, 1647 год; (б) медаль в 300 дукатов из золота, преобразованного из 3-х фунтов ртути алхимиком Рихтхаузеном в Праге, датированная 15 января 1648 года; (в) медаль из золота, преобразованного Фердинандом из свинца с помощью порошка Рихтхаузена, с надписью «Aurea progenies plumbo prognata parente» (Золотая дочь, рожденная от свинцовых родителей), 1650 год (см. рис.).
(5) Леопольд I (1640-1705), сын Фердинанда III и император Священной Римской империи (1658-1705), отчеканил дукаты в 1675 году с надписью:
«Aus Wenzel Seylers Pulvers Macht
Bin ich von Zinn zu Gold gemacht».
(Силой порошка Венцеля Зейлера
Я из олова превратился в золото).
В 1677 году из золота, полученного в результате очередного преобразования Сейлера, был отчеканен медальон (см. рис. ниже), хранящийся в Императорском монетном кабинете в Вене, который был изучен историком и библиографом химии Генри Каррингтоном Болтоном, который установил, что его удельный вес составляет всего 12,67 г, а не 19,З г, как должно было быть, если бы монета была сделана из чистого золота.
Продолжение следует…